теория

Как отличить Мане от Моне?

2 универсальных правила
Художников путали даже современники, поздравляя одного с новой блестящей картиной, написанной другим. Что уж говорить про нас.

Сейчас научу как быстро отличить Мане от Моне и блеснуть в высшем обществе, если вдруг в роскошном частном дворце хозяин приёма подведёт вас к художественной новинке с последнего аукциона Сотбис, а вы не сможете быстро разглядеть подпись автора на картине.
Эдуард Мане, "Бар в Фоли-Бержер", 1882
Эдуард Мане, "Бар в Фоли-Бержер", 1882
1 правило

Если на картине есть чистый чёрный цвет - Мане. Если чёрного нет - Моне.

«В природе нет чистого чёрного цвета», - сказали импрессионисты, к которым относился Моне, и отказались от использования чёрной краски.

Как же писали импрессионисты черный? Например, Ренуар писал чёрный в картине «Девушки в чёрном» ультрамарином и краплаком.
Слева картина Эдуарда Мане "Музыка в Тюильри", 1862. Есть черный цвет.
Справа картина Клода Моне "Стога сена около Живерни", 1886. Черный не используется.
Пьер Огюст Ренуар, "Девушки в черном", 1880-1882
Пьер Огюст Ренуар, "Девушки в черном", 1880-1882.

Черный цвет получен смешением краплака и ультрамарина.
Клод Моне, "Дама в саду Сент-Адресс", 1867
Клод Моне, "Дама в саду Сент-Адресс", 1867
2 правило

Мане - люди, Моне - пятна.

Мане при написании портретов прорабатывал детали, передавал лица реалистично, долго работая над картиной.

На картинах Моне лица людей переданы экскизно, без деталей. Большее внимание уделено движению, моменту, с отличительным для импрессионистов быстрым жирным мазком.
Слева картина Эдуарда Мане "Железная дорога", 1973
Справа картина Клода Моне "Прогулка. Дама с зонтиком", 1875

Теперь вы - эксперт высшего уровня!